вторник, 8 апреля 2014 г.

Социальная справедливость



Социальная справедливость – что это такое?

Для начала определимся со значением самих понятий «социальная» и «справедливость»? «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой трактует эти понятия как:
СОЦИАЛЬНЫЙ - Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе;
ОБЩЕСТВО - 1. Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов. 3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-нибудь цели. 4. Та или иная среда людей, компания;
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – 1. Беспристрастное действие, соответствие истине. 2. Действия на законных и честных основаниях. 3. Признать за кем- чем-нибудь, какие-нибудь достоинства, правоту, отдать должное.

Следует заметить, что в зависимости от того, что мы будем иметь ввиду под ОБЩЕСТВОМ, понятие СПРАВЕДЛИВОСТЬ будет несколько менять значение. В преступном обществе СПРАВЕДЛИВОСТЬ – сила, в мире бизнеса – умение получить прибыль, в мире наемной рабочей силы – умение выгодно продать свой труд. В каждом из трех приведенных примеров справедливость служит для обеспечения удовлетворительного существования отдельной личности, хотя при этом используются совершенно различные механизмы получения благ.

Для исключения различий в понимании сущности справедливости, наверное, не лишним было бы ввести ограничение: «без ущемления законных прав окружающих».

Другими словами, это общепринятый моральный стандарт взаимоотношений в обществе.

В России в настоящее время этот желаемый стандарт может быть выражен понятиями: равноправие и взаимное уважение. Только при наличии этих характеристик общественных отношений любая личность при торжестве справедливости будет чувствовать себя комфортно.

Была ли социальная справедливость во времена Союза Советских Социалистических Республик?

В какой-то мере да. Все население страны имело равные права и возможности доступа к бесплатному образованию всех уровней, бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспеченности жильем и работой. Выборная система власти предоставляла представительство в ней всех слоев населения: рабочие, колхозники, интеллигенция, научные и руководящие работники и т.д.

Национальная принадлежность личности не влияла на продвижение по карьерной лестнице. Правда, ходили слухи, что было негласное правило евреев не пускать в руководство. Из своего жизненного опыта я не припомню случая, чтобы для бытовой характеристики личности использовалось упоминание ее принадлежности к определенной национальности.

Большое внимание уделялось моральному облику личности, ее совести. Публичному осуждению подвергались лентяи, пьяницы, бракоделы, самодовольство и себялюбие, хапужничество и корыстолюбие. Одобрялось стремление к развитию личности, как в физическом, так и в моральном смысле, патриотизм, трудолюбие, творческий подход к делу и самоотдача. Развитие общества подчинялось девизу: «Каждому по потребности и от каждого по способности».

Конечно, были отклонения, перегибы, двуличие, но это не принцип, а издержки неправильной реализации принципов, издержки низменных человеческих чувств личности, которые общество осуждало и с которыми оно боролось.

Есть ли справедливость сейчас в том смысле, в котором мы определились?

Равные права и возможности доступа к бесплатному образованию всех уровней? Качество образования снизилось (см. «Общество и грамотность населения»). Учебники для общеобразовательных школ стали платными. Специальное и высшее образование стало ограниченно количественно, остальная часть платное. Уменьшилось финансирование науки. Из бесплатного медицинского обслуживания остался только, скорая помощь, прием врача и некоторые услуги по жизненным показаниям стационарного и хирургического лечения. Все процедуры, лекарственные препараты при лечении в стационаре – платные. При этом, необходимо отметить, что лекарственные препараты в большинстве стали неизвестного происхождения или поддельные. Профессиональный уровень медицинского персонала снизился. Государственного бесплатного жилья практически не стало. Покупка жилья для малообеспеченных слоев населения, а это около 30% от всего населения страны, стала невозможной. Появился класс безработных, социально незащищенных людей. Без жилья и средств для существования, люди вынуждены идти в преступный мир.

Выборная система власти исключила представительство в ней рабочих, крестьян (сельских жителей). Интеллигенция, научные работники могут принимать участие в борьбе за выборные должности властных структур лишь при наличии существенных финансовых капиталов.

Ввиду усилившегося финансового неравенства произошел раскол общества. В угоду капиталу, муссируются и расцветают националистические чувства населения еще более усиливая раскол общества. Власть капитала привела к ущемлению законных прав трудового народа и появлению многочисленных фактов коррупции. Отстоять свои достоинства, правоту на законных и честных основаниях для рядового гражданина становится проблематичным (см. «Общество и жестокость», «Добрая власть или хитрый бизнес?»).

Когда во главу морали общества поставлен рубль, никакой речи о беспристрастном поведении личности, действиях на законных и честных основаниях быть не может, не говоря уже о признании чести, достоинства и правоты.

Наши политики, передавая имущество СССР в частные руки, превратили государство в короля Лира. Дикий, дорвавшийся до богатств страны и почувствовавший силу бизнес закрепляет превосходство своего положения законодательно (см. ТК РФ). Правительство страны, принимая участие в бизнесе, не в состоянии (точнее имеет желания) бороться с ним.

Зарубежный бизнес, имеющий доход порядка 2-3%, считался нормой. Отечественный, при доходе ниже 20%, считается недостойным. Доходы бизнеса чаще всего достигаются за счет коррупции, монополии и усиленной эксплуатации рабочей силы. Отечественный бизнес живет сегодняшним днем. Он не вкладывает капитал в научные исследования, разработку современных проектов промышленного, социального и культурного назначения. Он практически не участвует в затратных социальных проектах по занятости населения, по сохранению окружающей среды и здоровья населения страны. Он является чистым потребленцем общественно добытых благ. Это подтверждается поведением олигархической элиты: утопание в роскоши (золотые унитазы), огромные яхты, особняки, футбол в экстремальных условиях и т.п. В народе это называется – бесится с жиру. Я не против, подзатянув пояс, помогать жителям Украины, даже принимать их в состав России, невзирая на национальность. С другой стороны эти действия диктуются бизнесом для сохранения своих владений на территории Украины. Как прозвучало в телепередаче «Право голоса», российский бизнес принимает активное участие в промышленности Украины: угледобыча, производство кокса, металлургическое производство. Мне кажется российский бизнес волнует не то, какая будет власть, а кто будет владеть бизнесом? Украинский бизнес как продавал зерно за рубеж, так и будет его продавать при любой власти, при голодном населении, если это будет выгодно.

Присоединенные территории являются прекрасным рынком для вложения средств российских бизнесменов, особенно в курортный и туристический бизнес. Поэтому основные блага развития присоединенных территорий потекут опять в карман бизнеса, а не на повышение благополучия их населения. Населению - ложка каши, а бизнесу – бутерброд с черной икрой.

Российский народ, проживающий в тяжелых географических условиях, привык переносить тяготы жизни. Но всякому терпению приходит конец. Если российский бизнес не пересмотрит свое отношение к перераспределению прибыли от эксплуатации наемного труда, то вдохновленный событиями на Украине, российский народ может пересмотреть свое отношение к бизнесу и, соответственно к власти, поддерживающей его (см. «Социальные партнерство и ответственность», «Что будет дальше?»).

Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: